Свежий воздух для художников
Пленэрное движение набирает обороты в Рыбинске
Как от этого выиграют город и его жители? Зачем живописцы едут за тридевять земель работать в холод и жару вместо того, чтобы спокойно писать в тихой студии? И можно ли стать пленэристом, если никогда не брал в руки кисти и краски? Рассказывают художники Майя и Сергей Гусарины.
Раскачаем этот мир
Для начала – о двух событиях в культурной жизни Рыбинска, на первый взгляд, не связанных между собой. В настоящий момент в городе параллельно проходят две пленэрные выставки. Первая – «Пленэрная мастерская Гусариных» – в музее-заповеднике, здесь представлены картины местных художников, профессионалов и любителей. Вторая открылась в центре творческого развития «Цветные двери» (что в Рулонном переулке, 3). Это собрание работ титулованных российских мастеров – участников пленэра в Вятском. Объединяет эти два события не только «пленэрность», но и имена художников Майи и Сергея Гусариных. В первом случае они выступают организаторами самих пленэров, во втором – выставки.
Пленэрное движение, по словам художников, сегодня очень популярно – и в России, и в мире. Рыбинск пока отстает. Организованно на этюды у нас ходят разве что ученики художественной школы. Между тем работа на открытом воздухе полезна не только для начинающих, но и зрелых живописцев.
— Пленэрная практика повышает уровень мастерства, палитра очищается, мазок становится свободным. Кроме того, когда художники объединяются в один коллектив, между ними начинается негласное творческое соревнование. Это всегда подстегивает профессиональный рост, — считает Майя Гусарина.
От проведения пленэров выигрывают и музеи, которые могут устроить выставку или пополнить свою коллекцию художественных произведений. Выигрывает город и – шире – регион, так как это хороший ресурс для формирования туристической привлекательности и создания культурного бренда территории. За примерами далеко ходить не надо. Возьмите то же Вятское, где при поддержке мецената Олега Жарова пленэры проводятся уже шесть лет и привлекают к себе ведущих мастеров современности.
— Мы хотим раскачать Рыбинск! — такую задачу ставят перед собой Гусарины.
Год назад супруги открыли центр творческого развития «Цветные двери». Это и галерея, и место творческих встреч, и концертная площадка, и пространство для мастер-классов для детей и взрослых. Одним из первых мероприятий стал летний пленэр для всех желающих.
— Люди устали от изоляции, всем хотелось пообщаться, размяться, обменяться мнениями. Пришло около десяти художников, приехали студенты Ярославского художественного училища, — рассказывает Майя. — Нам было важно найти единомышленников, привлечь внимание молодежи к нашей организации – творческому союзу художников России. В Рыбинске есть таланты и ценители живописи. Мы хотим, чтобы в нашем провинциальном городе происходили интересные события: выставки, обсуждения, творческие встречи, учебы.
Второй пленэр провели осенью, третий – уже нынешней весной. В них принимали участие не только профессионалы, но и студенты, и просто любители живописи, которые раньше мало имели дело с кистями и красками, но очень хотели бы научиться. Гусарины как наставники консультировали новичков, подсказывали, как писать с натуры. Выставки живописцев Творческого союза художников состоялись в Череповце, Тутаеве, Рыбинске.
— Мы почувствовали: отклик идет большой, людям это нужно, — отмечает Сергей Гусарин. — Не секрет, что сейчас художники редко выбираются на выставки в мегаполисы, в столицу. Мы стали гораздо меньше обмениваться выставками с другими городами. Сравнить свое творчество не с чем, сказать критическое слово некому. А если похвалили, вообще утонул в патоке. Художник успокаивается и останавливается в своем творческом развитии. А как остановился – умер. Постоянно нужны критический взгляд со стороны, обмен опытом, энергией. Пленэры, такие выставки – как раз об этом. Когда видишь, сколько лазури, сколько чистых цветов, какие свободные мазки, интересные подходы, разные темпераменты, эмоции, в сознании происходит культурная революция!