Цветные лоскутки мой жизни
Одна из ведущих тем творчества Майи Гусариной – «человек и социум». Диптих «Пирамиды» — программное произведение. Люди карабкаются на вершину социальной лестницы по плечам и головам друг друга. Внизу они еще полны энтузиазма, вверху уже безвольно повисают в изнеможении; тянут руки сквозь прутья золотой клетки, куда сами себя заперли. В полотне «Золотая клетка» пресыщение материальными благами тоже запирает их в золотой плен, лишая любви и свободы духа. Всюду кишит человеческий «муравейник», мелькание красных, синих и золотых пятен на фоне «густого» серого воздуха – суета дней на фоне толщи времен.
В праздности люди перестают ценить время, и оно не прощает им этого: держа ненужный уже циферблат, человек с хрустом ступает по разлетевшимся вдребезги часовым шестеренкам в картине «Сбежавшее время». Страшная аллегория безвозвратно потерянных дней, часов, секунд.
Механизмы жизни общества М. Гусарина исследует и в холсте «Игры куколок». Подчас за красивым фасадом сокрыты глобальные серьезные игры, превращающие кого-то в марионеток, кого-то в кукловодов. В распахнутых глазах куклы словно застывает фатум судеб.
На выставке «Цветные лоскутки жизни моей» представлено и несколько графических циклов художницы. «12 дураков» следует взять в кавычки не только как название, ведь перед нами – «белые вороны», те, кто не вписывается в стандартные представления о средней норме. Творческая дерзость, чудачество всегда опережает обывательскую неспособность выйти «за флажки».
Название серии «Преодолеть стену» само по себе звучит как призыв. Преодолевая невзгоды, катаклизмы, внутренние комплексы и сомнения, люди ведут себя по-разному. Кто-то прячется за спины других, кто-то отчаивается, но всегда есть те, кто способен повести за собой на прорыв. Люди в лодках, на шатких лестницах столкнулись со «стеной», к безоблачной бирюзе неба добрались не все, всё – как в жизни.